Не зарегистрирован

Фильмы студии
Студия Ghibli  /  История студии

История студии

В далеком 1985, после выхода в свет фильма «Навсикая из Долины Ветров», имевшего колоссальный успех, при поддержке издательской компании Tokuma Shoten Publishing Company Ltd,  и появилась на свет студия Ghibli. Во время создания Навсикаи стал образовываться костяк студии вокруг двух режиссеров работающих над ней: Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.
 
Хаяо и Исао встретились более на студии Toei-Doga более 40 лет назад. И хотя студия и занималась производством полнометражных фильмов, они не участвовали в этих проектах и занимались производством телесериалов. Режиссеры были уверены, что качественное аниме должно влиять на человека, а в условиях телевидения это невозможно: времени и средств никогда не хватает. Конечно были работы, такие как «Хэйди – девочка Альп» ( режиссура – Такахата, дизайн персонажей – Хаяо), которые получили известность в Европе, но идеи качественного аниме их не покидали. Это и была одна из главных причин создания своей собственной студии.
 
Убеждения основателей отразились во всех произведениях студии. Они считали, что нельзя урезать бюджет фильма, в целях экономии жертвовать качеством. Они выкладывались полностью во время создания фильма, вкладывали в каждый фильм душу. Исао и Хаяо режиссировали поначалу все фильмы (на данный момент лишь несколько картин создано другими режиссерами). Гениальная режиссура, огромный труд работников студии позволил удержаться студии. Никто не верил в то, что студия удержится на плаву: один фильм – успех, второй – поражение, и уже с работниками то не расплатишься. Чтобы снизить риск этого самого «поражения», во время съемок первого фильма на полную ставку не был принят не один из 70 сотрудников, а после завершения их распустили. Сама студия Ghibli находилась в пригороде Токио, на арендованном этаже.
 
Жесткая финансовая политика была заслугой Такахаты. Его способности менеджера помогли устоять студии. Он продюсировал Навсикаю, а потом и новую картину, режиссером которой был опять Хаяо, «Небесный замок Лапута». Первая картина собрала 915 тысяч зрителей, а вторая поменьше – 775.
 
Но студия невозможна без еще одного человека -Токума Ясуёси, бизнесмена, президента студии Ghibli и компании Tokuma Shoten Publishing Company Ltd, а таже владельца еще одной студии — студии Daiei. Он редко бывал на студии, предоставляя режиссерам свободу действий.  Но, когда он был нужен, он возглавлял студию. Он принял решение об экранизации манги Навсикая и можно сказать создал саму студию.  И в этот раз, когда студия начала сразу два проекта:  «Мой Сосед Тоторо» и «Могила Светлячков», он встал во главе студии и добился от дистрибьюторов выпуска обоих картин сразу.
 
В это время на студии был хаос: два аниме сразу было сложной задачей, многие считали ее даже невозможной. При провале одной из картин студия скорее всего бы потерпела крах. Но как и в двух прошлых работах качество работ не должно было никак пострадать, ведь сама студия была создана для выпуска качественного аниме. Качество было превыше всего — раскрутка была на втором месте. И вот в 1988 вышли обе работы, но из-за опоздания к летнему сезону они не собрали тех кассовых сборов, на которые рассчитывали авторы, хотя и получили одобрительные отзывы .  Они принесли Ghibli известность среди японских аниме студий.
 
Неожиданно даже для самой студии Тоторо повлиял на финансовое положение студии. Спустя 2 года после выхода аниме, 1990, игрушки Тоторо становятся хитом продаж. Студия не планировала использовать игрушки в рекламных или финансовых целях, но производители мягких игрушек считали, что Тоторо подходит на роль мягкой игрушки; они попросили разрешение на их создания у студии. Та дала добро, и теперь прибыль от игрушек компенсирует некоторые финансовые траты. После Тоторо был даже помещен на логотип студии. 

Первым успешным в финансовом плане фильмом была «Служба доставки Кики» («Ведьмина служба доставки»). Режиссировал картину Хаяо.  Больше 2,6 миллионов человек смотрели ее в кинотеатрах. Она стала самым лучшим фильмом года по кассовым сборам.
 
И вот, когда капитал был, Хаяо решил улучшить условия работы сотрудников.  В Японии на студиях принято платить деньги за количество нарисованного. Ghibli не была исключением. Получалось так, что режиссеры получали в два раза меньше среднего работающего японца. Тогда Миядзаки решил, что, во-первых, всем, кто был принят в штат студии на постоянной основе, платить постоянную зарплату, и, во-вторых, привлекать и обучать новые лица. Все эти решения были приняты для формирования надежной команды, условий для постоянной работы и хорошо структурированного управления. На фоне других студий, которые наоборот переживали не лучшие времена, было заметно, как студия крепчает.
 
Но работа продолжалась и началось создание нового фильма «Еще вчера» – второй, после Могилы Светлячков, режиссерской работы Исао на студии. К ноябрю 1990 был полностью сформирован коллектив студии, и началось обучение новых сотрудников. Фильм был хорошо принят публикой и на финансовые задачи, поставленные Хаяо, были выполнены.
 
Но тут появилась новая проблема: из-за повышения зарплат, найма нового персонала, стоимость фильма резко возросла. Пришлось менять политику, думать о рекламе и кассовых сборах. Руководство считало, что при создании качественного аниме отдача будет высокой. Работа не могла приостановиться ни на одно мгновение: простой — и вот уже нечем платить зарплату. Еще не завершив работы над этой картиной, уже брались за следующую — началась работа над фильмом «Порко Россо». Тут впервые столкнулись с проблемой нехватки персонала, решение которой началось заранее. Хаяо рисовал новую картину один без особого энтузиазма: «Хотите сказать, что я должен быть продюсером, режиссером и ассистентом в одном лице?». Но это явление было временным.
 
И тут неожиданно Миядзаки выступил с еще более неожиданным, но весьма адекватным предложением. Он предлагал построить новую студию. Конечно 90 человек с трудом могли работать на площади в 300 кв. метров, арендуемой тогда студией, но нужно были деньги. Идея была рискованная, но президент Токума её поддержал.

Строительство началось. Хаяо умудрялся работать над Порко, планировать студию, беседовать со строителями. Новая студия была как новый фильм, Хаяо и в нее вкладывал душу, он рисовал эскизы, проверял работу, выбирал материалы — можно сказать был прорабом, заказчиком и дизайнером одновременно. После выхода Порко Россо студия почти сразу переехала в новое здание. Оно немного немало 1100 кв. метров.
 
Итак летом 1992 вышел Порко Россо новый шедевр Ghibli. Кассовые сборы были рекордными, и фильм был признан лучшим фильмом года.

В 1993 студия изменила своим традициям: продюсировала телевизионный проект «Здесь слышен океан» , причем и режиссером был Мотидзуки Томомицу, а не как раньше один из двух великих творцов студии. Режиссеру было 34, что сравнительно не много для Ghibli, да возраст авторского состава в среднем был 20-30 лет. И хотя создатели действовали по принципу «быстро, дешево и качественно»,  они вылезли за пределы предусмотренного бюджета и времяни, но результат был удовлетворительным.
 
В 1994 «Помпоко» Исао Такахаты тоже добивается успеха. Работали над картиной уже новое поколение, обученное на студии после выхода «Еще вчера».  Здесь впервые использовалась компьютерная графика, хотя и всего в 3 отрывках. Работа была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм».

Второй работой, которую режиссировал не Миядзаки и не Такахата, была работа Кондо «Шепот Сердца». Перед этим он выступал в роли директора анимации в нескольких работах Ghibli. Но Миядзаки не остался в стороне и был сразу продюсером, сценаристом и выполнял монтаж этой работы.

В 1995 была открыта «Анимационная школа», которая и занималась поиском талантливых работников, а в последствии их обучением  и развитием.
Студия GhibliНовостиКонтактыКарта сайта
Работает на Amiro CMS - Free